Советский тяжелый танк Т-35: фото, характеристики, история создания - Армейские новости
История

Советский тяжелый танк Т-35: фото, характеристики, история создания

На главной солдатской медали Советского Союза и России — «За отвагу», — изображен созданный перед войной пятибашенный танк Т-35. И это главное его достижение: огромная машина весом в 58 тонн отлично смотрелась на парадах и наградах, а в реальном деле так и не побывала.

В начале 30-х годов танкостроители всего мира были одержимы идеей создания тяжелых танков прорыва, многопушечных стальных крепостей, заливающих морем огня все вокруг. За ними-де пехота будет чувствовать себя, как за железной стеной — просто придет и займет позиции, с которых в ужасе убежал неприятель.

Связанные Версальским договором немцы тайком строили «Гросстрактор», советские инженеры — при помощи тех же немцев, — проектировали ТГ-1 (танк Гротте) с двумя орудийными башнями, установленными одна на другую. На Кировском заводе построили свой двухбашенный танк СМК — пушки в нем располагались «по-линкорному»: одна за другой на возвышении. Но самым внушительным выглядел британский Vickers A1E1 Independent — у него было целых пять башен!

правда, его построили в единственном экземпляре, но это никого не смутило. Советское правительство попробовало купить «Индепендент», а когда англичане отказали — в СССР создали свою, внешне очень похожую версию.

Индекс Т-35 обозначал планируемую массу машины. Уложиться в норматив не удалось — бронированный гигант получился почти вдвое тяжелее. Конструкторы утешились тем, что давление гусениц на грунт получилось приемлемым, 0,78 килограмма на сантиметр.

большой вес не был единственной проблемой Т-35. 400-сильный бензиновый двигатель оказался явно слаб для такой махины, трансмиссия тоже не выдерживала нагрузки, перегревалась и часто выходила из строя. Несмотря на солидные габариты, внутри танк был очень тесным, разделенным на изолированные друг от друга отсеки, в которых сидел экипаж из 10 (!) человек. Орудийные стволы мешали открытию люков. Наконец, управлять огнем пяти башен в двух ярусах командир танка не мог физически и стреляли они хаотично.

Мир Танков [CPP + Winback] RU BY

Требовалась единая система управления огнем типа корабельной, более мощный двигатель, крепкая трансмиссия и многое другое. В конце 30-х годов все это планировалось разработать, построить и установить — но конструкторов ленинградского завода «Большевик» то отвлекали другие, более важные дела, то останавливали непреодолимые трудности. Ограничились установкой у наводчика главной башни сигнальных ламп, предупреждающими об открытии того или иного люка.

Тем временем паровозостроительный завод в Харькове серийно клепал — в прямом смысле, поскольку часть брони была клепаной, — Т-35 в первозданном виде. Танк-гигант оказался еще и очень дорогим, поэтому после выпуска 61 экземпляра (включая два прототипа) Производство было свернуто.

Огневая мощь машины по меркам 30-х годов была внушительной. 76-мм пушка стреляла во все стороны, ее башня вращалась трехскоростным электроприводом и делала полный оборот за 7,4 секунды. правда, пушка КТ-28 была переделана из полевой и для использования бронебойных снарядов не подходила. На Т-35 планировали установить специализированное танковое орудие ПС-3, но довести его до ума не успели.

В главной башне размещались командир танка, наводчик и радист, он же заряжающий. Кроме пушки, здесь было два пулемета ДТ: один в шаровой установке справа от пушки, второй висел внутри на петле, а при необходимости крепился в бойнице и радист стрелял из него назад.

Две двухместные башни с 45-мм пушками и пулеметами размещались по диагонали: впереди справа и сзади слева. В каждой сидело по наводчику и пулеметчику. Две пулеметные башни находились, соответственно, впереди слева и сзади справа. В каждой по пулеметчику.

Главная башня была отделена от других перегородками, передние и задние башни сообщались друг с другом попарно. В передней части корпуса между гусениц размещался механик-водитель. Его работа была самая адская: мало того, что необходимо было управлять очень длинной, узкой и высокой машиной с астрономической инерцией, так из-за высоких ветвей гусениц он мог что-то видеть только прямо перед собой.

Броня толщиной от 10 до 30 миллиметров защищала танк от стрелкового оружия и шрапнели, что по межвоенному времени считалось неплохим показателем — бронебойные снаряды тогда только появлялись. Но немцы уже тайком вооружили свои зенитные части знаменитой 8,8 cm FlaК 18. Чтобы обойти положения Версальского договора, одну из лучших пушек Второй Мировой войны концерн Круппа производил в Швеции, на заводах «Бофорса». А число 18 в индексе орудия должно было убедить всех, что разработано оно в 1918 году, до введения ограничений.

Вскоре мир убедится, что «восемь-восемь» пробивают броню любых танков: легких и тяжелых, польских, французских, английских… наших, к сожалению, тоже. Но Т-35 до этого не доживут.

Танк отлично смотрелись на парадах, маневрах и в кинохронике — они величественно ползли, лязгая траками и наглядно демонстрируя, что Красная Армия всех сильней. Но летом 1941 года надо было передвигаться быстро и на большие расстояния — а Т-35 этого, как выяснилось, не умели. К тому же все строевые машины были сосредоточены у западной границы СССР: в 34-й танковой дивизии у Равы-Русской, — и были потеряны в первые дни боев.

21 июня дивизии объявили тревогу, танки заправили, загрузили в них боекомплект и отправили в тыл. 500-километрового марша не выдержала ни один Т-35. 8 машин после поломок были оставлены экипажами, 26 — взорваны. 2 танка застряли в болоте, еще 2 упали в реку. 6 танков погибли в бою, еще один пропал без вести вместе с экипажем — скорее всего, утонул.

Известно о применении одного Т-35 при обороне Москвы. Для этого на передовую отправили Т-35 из академии механизации и моторизации РККА (сейчас — академия бронетанковых войск). В боях он не участвовал.

В 2014 году специалисты отреставрировали единственный уцелевший танк для музея бронетехники в Кубинке. Еще через четыре года специалисты другого военного музея, в Верхней Пышме построили ходовую копию Т-35.

Источник

Новости по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»