Подводный "Ясень" с именем "Архангельск" готов к испытаниям на плаву - Армейские новости
Мир Танков [CPP + Winback] RU BY
Вооружение России

Подводный «Ясень» с именем «Архангельск» готов к испытаниям на плаву

Сегодня в Северодвинске, откуда пошел наш атомный подводный флот, особая премьера. На Севмаше выводят из стапельного цеха для спуска на воду многоцелевую атомную подводную лодку К-564 «Архангельск».

Она была заложена 19 марта 2015 года — в День моряка-подводника — и строилась по проекту 885 «Ясень-М» Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», как и две ее предшественницы — подлодки четвертого поколения «Новосибирск» и «Красноярск».

За те восемь (без малого) лет, пока в заготовительных цехах и на главном стапеле Севмаша собирали в единое целое разнородные корпусные конструкции и насыщали их сложнейшим оборудованием (более 400 поставщиков со всей России), много воды утекло в Северной Двине, на которой четыреста с лишним лет стоит Архангельск. И потому рабочая среда, 29 ноября 2023 года, для северян давно желанный праздник.

фото: РИА Новости

На самой верфи такие события заранее не анонсируют: «Вот случится — тогда и расскажем». А генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, предваряя вопросы, акцентирует главное: «Вывод со стапеля нового корабля — это результат взаимодействия и коллективного труда предприятий Объединенной судостроительной Корпорации: Севмаша и конструкторского бюро «Малахит», производителей и поставщиков оборудования, военных и контрагентских организаций. Выводим из эллинга — значит, завершены все операции на стапеле, в условиях цеха проведены гидравлические испытания корабля. После этого он будет спущен на воду и переведен к достроечной набережной».

О новом «Ясене-М» из открытых источников известно немного. один реактор модульного типа с водяным охлаждением. Соответственно, одна линия вала и один винт. Особая архитектура прочного и легкого корпусов, при которой в носовой оконечности АПЛ размещен новейший гидроакустический комплекс, а торпедные аппараты со своего традиционного места вынесены и размещены слева и справа по борту — под углом к продольной оси корабля. А главное оружие — высокоточные крылатые ракеты в восьми вертикальных шахтах в средней части корабля, позади ограждения ходовой рубки.

Мир Танков [CPP + Winback] RU BY

Рабочая глубина для подлодок этой серии — 500-520 метров, предельная — 600. По запасу провизии и прочих расходных средств может быть в автономном плавании до 100 суток. Экипаж — чуть более 60 человек, абсолютное большинство — офицеры и мичманы, служащие по контракту.

Чем еще интересны такие подводные лодки и как выглядят изнутри, мы рассказывали в проекте «Русское оружие» на примере АПЛ «Казань».

Атомная подводная лодка К-561 «Казань». фото: РИА Новости

В этот раз повторяться не станем, а вспомним те корабли, что прежде носили имя «Архангельск» и передали его, как эстафету.

Самый известный — ТК-17 «Архангельск» из семейства тяжелых подводных крейсеров проекта 971 «Акула». Как и пять его собратьев, он выведен из боевого состава, но все еще находится на плаву в акватории БелВМБ в Северодвинске. Про историю корабля, судьбу его командира и чрезвычайное происшествие на борту в момент запуска почти 100-тонной ракеты была публикация писателя-мариниста Николая Черкашина «Огненное погружение».

А про всю серию стальных «Акул» и наиболее живучую среди них особь — ТАПРК «Дмитрий Донской» — есть на сайте «РГ» специальный проект «Непотопляемый ракетодром».

Куда меньше известно (или уже забыли) про головную подводную лодку проекта 949 «Гранит» (с крылатыми ракетами), которая имела поначалу лишь тактический номер К-525, а наименование «Архангельск» получила в 1993 году. Ее построили на ПО «Севмашпредприятие» по проекту ЦКБ «Рубин» и в 1980-м передали флоту — для борьбы с авианосными соединениями противника. Следом сдали вторую такую же — К-206. А в серию, как и в случае с «Ясенем-М», запустили уже модернизированный проект 949А «Антей». Всего было построено одиннадцать «Антеев», два завершающих серию — К-141 «Курск» и К-150 «Томск».

А головной «Гранит», что прокладывал дорогу «охотникам за авианосцами», в мае 1981 года посетили главком ВМФ адмирал Сергей Горшков и министр судостроительной промышленности СССР Михаил Егоров. Следствием такого визита стало межведомственное решение об «усиленной эксплуатации» головной К-525 в 1981-1983 годах с целью проверки надежности систем и вооружения корабля. Пуск в одном залпе четырех крылатых ракет П-700 «Гранит», произведенный в октябре 1981-го, повторили летом 1982-го. А после этого — восемь суток с испытательными целями подо льдом и погружение на предельные глубины в Норвежском море у мыса Нордкап 13 апреля 1983 года (старший на борту — вице-адмирал Евгений Чернов).

В 1985-1989 годах экипаж К-525 пять раз объявляли «отличным». Сам корабль в тот же период дважды становился лучшим на соединении и дважды завоевывал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.

фото: РИА Новости

В 93-м корабль оправили, как ожидалось, для ремонта и модернизации на СРЗ «Звездочка» и в том же году присвоили имя «Архангельск». Однако надежды экипажа и его новых шефов не оправдались: из-за обвального сокращения гособоронзаказа ракетный крейсер К-525 и аналогичный корабль К-206 «Мурманск», прослужившие всего по 10-12 лет, велели утилизировать. А деньги на радостную для себя процедуру выделили Норвегия и Великобритания…

История для наших дней поучительна вдвойне. А вывод из нее и пожелание такие: надо жить своим умом и внимать профессионалам — тогда у нового «Архангельска-Ясеня» служба будет успешной и долгой.

Источник

Новости по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»