ПАК ДА: что известно о российском бомбардировщике нового поколения
В начале декабря «Ростех» сообщил, что в России завершились научные работы по созданию стендовой базы для прочностных испытаний бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Сегодня говорим о ходе проекта создания нового самолета и о его уникальных возможностях.
Кинокомпания Офицеры ВВС И ВМФ России
В апреле 2021 г. Министерством обороны утвержден окончательный облик ПАК ДА, известного также как «изделие 80», и еще раньше — в 2020 г. — были начаты работы по сборке первых экземпляров нового самолета для проведения наземных и статических испытаний. Ожидается, что новый стратегический бомбардировщик может совершить первый полет до 2027 года, а с 2027-2028 годов может начаться его серийное Производство на Казанском авиационном заводе. Самолет разрабатывается КБ имени А.Н.Туполева — это традиционный разработчик тяжелых бомбардировщиков в нашей стране. Новый самолет должен заменить в дальней авиации все три типа современных боевых самолета — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.
Начиная с 2010-х годов в России стартовало несколько программ модернизации дальних бомбардировщиков, которые призваны продлить срок их службы и значительно повысить их боевые возможности. Дальние стратегические Ту-160 и Ту-95МС модернизируются по оборудованию и системам вооружения — обновленные Ту-160 и модернизированные Ту-95МСМ могут теперь применять новейшие крылатые ракеты Х-101 и их ядерную модификацию Х-102. Эти самолеты мы видели в контртеррористической операции в Сирии, где ракетами Х-101 поражались особо важные цели. Эти самолеты принимают участие и в СВО.
Сверхзвуковой Ту-22М3 также достаточно серьезно модернизируется до уровня Ту-22М3М. Первый самолет нового типа совершил полет 28 декабря 2018 г. Самолет получил новую современную кабину, кормовая артиллерийская установка заменена на комплекс радиоэлектронной борьбы, кардинально обновлен комплекс вооружения — самолет может применять новые крылатые ракеты Х-32 и «изделие 715». По программе модернизации на Казанском авиационном заводе планировалось обновить 30 бомбардировщиков Ту-22М3.
В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу заявил о планах возобновления стратегического бомбардировщика Ту-160. Позже стало известно о программе строительства 50 новых сверхзвуковых бомбардировщиков, которую планируется реализовать в ближайшие годы. Считается, что поступление в дальнюю авиацию такого количества относительно современных самолетов позволит провести замену всего парка Ту-95 на Ту-160. 2 февраля 2020 г. совершил первый полет прототип будущего серийного Ту-160М — это был именно новый собранный казанским авиазаводом бомбардировщик. Ведется реконструкция и обновление производственных линий для выполнения программы строительства новых самолетов Ту-160, возобновлено Производство двигателей НК-32 для них, обновлено радиоэлектронное оборудование.
Все эти программы модернизаций и возобновление производства Ту-160 обеспечат сохранение высоких боевых возможностей российской дальней авиации до 2030-2040 годов, когда, как ожидается, начнется замена дальних бомбардировщиков на ПАК ДА.
Теперь о проекте самолета ПАК ДА — конечно, проект закрыт серьезной завесой секретности, но некоторое понимание облика нового самолета в публичном поле присутствует. Новый стратег будет построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и будет дозвуковым. Такое решение выбрано, потому что в «летающем крыле» можно эргономично разместить отсеки для полезной нагрузки и именно в такой конфигурации и на дозвуке достигается наилучшие показатели аэродинамического качества самолета — то есть возможен полет с большой полезной нагрузкой на большую дальность.
Новый самолет будет обладать пониженной радиолокационной заметностью и сможет применять крылатые и гиперзвуковые ракеты без входа в зону действия ПВО потенциального противника. Основным вооружением самолета станут дозвуковые крылатые ракеты типа Х-БД или Х-101. Совершенно точно новый самолет будет нести и перспективные гиперзвуковые ракеты, которые будут применяться для уничтожения средств ПВО противника и расчистки коридоров для прохода обычных крылатых ракет. Ожидается, что масса полезной нагрузки может составлять до 30 тонн — это значит, что самолет сможет нести в двух отсеках вооружения не менее 12 крылатых ракет. Общая же взлетная масса самолета, по оценкам специалистов, может составить 145 тонн.
Самолет будет оснащен самым совершенным комплексом радиотехнического оборудования и комплексом обороны, который позволит поставить помехи любым системам наведения — радиолокационным и инфракрасным. Конечно, у самолета будет свой радарный комплекс обнаружения наземных и воздушных целей.
Прогнозировать ход проекта в текущих реалиях достаточно сложно. По оптимистичным планам уже в 2024-2025 годах возможен выход первого летного экземпляра ПАК ДА на испытания. Если все пойдет успешно, то уже к 2027 году возможно развертывание серийного производства самолета.