Неуправляемые, но точные и мощные. Насколько эффективны ракеты С-13 "Тулумбас" - Армейские новости
Мир Танков [CPP + Winback] RU BY
Вооружение России

Неуправляемые, но точные и мощные. Насколько эффективны ракеты С-13 «Тулумбас»

Боевая авиация в зоне СВО активно и очень успешно применяет крупнокалиберные неуправляемые 122-мм ракеты С-13 «Тулумбас».

Евгений Епанчинцев/ РИА Новости

В частности, сообщается, что российские штурмовики Су-25 накрыли этими ракетами скопления личного состава войск Украины. Уточняется, что «экипажи Су-25 Воздушно-космических сил поразили опорные пункты, скопление живой силы и бронированной техники ВСУ на Донецком направлении, удар наносился неуправляемыми авиационными ракетами С-13 с последующим кабрированием на предельно малой высоте в 25 метров«.

Военные добавили, что, согласно докладам передового авиационного наводчика, все указанные цели были успешно поражены. Полет штурмовиков прошел в штатном режиме. После выполнения боевой задачи экипажи выполнили противоракетный маневр с отстрелом ложных тепловых целей и успешно вернулись на аэродром базирования.

В арсеналах нашей боевой авиации есть целое семейство неуправляемых ракет С-13 «Тулумбас». несколько непривычное название соответствует ударному музыкальному инструменту — разновидности литавр.

Первые образцы этих ракет были разработаны еще в начале 70-х годов Новосибирским институтом прикладной физики. За минувшие десятки лет, что С-13 стоят на вооружении, они неоднократно модернизировались, своей боевой мощи не утратили. Наоборот, нынешние их модификации полностью отвечают требованиям времени. В частности, неуправляемая ракета «Тулумбас» отличается высокой точностью, большой мощностью и разрушительной силой.

Мир Танков [CPP + Winback] RU BY

По живой силе наиболее часто в зоне СВО применяются С-13 ОФС-1 (осколочно-фугасная). К слову, ракеты универсальные, их можно пускать с любого самолета или вертолета.

Ракеты «Тулумбас» первых версий предназначались для поражения живой силы и техники на открытой местности. Затем появились ракеты, способные пробивать железобетонные укрытия толщиной до одного метра и земляные валы толщиной до шести метров.

Все ракеты семейства С-13 построены по одной схеме и максимально унифицированы. Они выполняются в цилиндрическом корпусе диаметром 122 мм и длиной от 2,5 до 3,1 м. Головной отсек ракеты с боевой частью отличается уменьшенным диаметром — 90 мм. В хвосте находятся раскладываемые в полете стабилизаторы.

Ракета С-13 ОФС-1 имеет дальность полета до 6 км и несет боевую часть массой 38 кг.

Имеются также неуправляемые ракеты С-13Д и С-13ДФ, оснащенные боевыми частями объемно-детонирующего взрыва. При массе 68 кг они несут 14,6 кг горючей жидкости. Мощность взрыва эквивалентна 35-40 кг тротила.

Самая новая из ракет семейства С-13 — «Тулумбас-3» — является многоцелевой и выполнена на основе существующих агрегатов. С ее помощью возможно поражение как незащищенных целей, так и укрепленных построек. Это обеспечивается бетонобойной боевой частью массой 41 кг с упрочненным корпусом и зарядом взрывчатого вещества массой 5,6 кг. Используется донный взрыватель, контролируемый блоком инициирования. Подрыв может производиться при контакте с целью, а также с малой или с большой задержкой. Режим работы выбирается при подготовке к вылету в зависимости от характера разведанной цели.

Как правило, стрельба неуправляемыми авиационными ракетами, в том числе С-13, ведется с кабрирования. Стоит уточнить, что это такое. Данный прием сброса авиабомб и пуска ракет известен очень давно. Суть в том, что перед стрельбой летательный аппарат задирает свой нос под угол до 45 градусов. Это позволяет увеличить дальность полета бомб или ракет с одновременным повышением точности поражения целей.

Для стрельбы с кабрирования разработаны специальные алгоритмы. С появлением бортовых компьютеров эти алгоритмы вносятся в специальные программы, и летчику требуется лишь следовать выдаваемым ему данным относительно параметров стрельбы. компьютер сам учитывает время выхода на боевой курс, скорость полета, угол атаки, характеристики применяемого боеприпаса и многое другей. Все это в комплексе значительно повышает точность стрельбы.

Конечно, пуски с кабрирования требуют от пилотов дополнительной подготовки. И опыт действия штурмовой авиации в зоне СВО показал, что боевым мастерство наши летчики владеют в совершенстве.

Источник

Новости по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»