Экипаж вертолета Ка-52 «Аллигатор» выжил два раза подряд
Майоры Иван Болдырев и Роман Скобец — экипаж вертолета Ка-52. Они начинали СВО — вслед за крылатыми ракетами их «Аллигатор» расчищал дорогу десанту на аэродром Гостомель. Летчики оказались первыми людьми, высадившимися на вражеской территории. правда, не по своей воле — их вертолет под шквальными огнем с земли выполнил поставленную задачу и продержался гораздо дольше, чем закладывали конструкторы. А когда сел — с отключенным двигателем и разбитым редуктором — все равно воевал, прикрывая экипаж от стрелкового огня. Через месяц другой «Аллигатор» вновь спас Болдырева и Скобца — они впервые в истории катапультировались из вертолета.
Два года назад, 24 февраля 2022 года вертолет Ка-52 «Аллигатор» под командованием Ивана Болдырева оказался над вражеской территорией первым.
— Все были наготове. И когда мы вошли туда — естественно, по нам стали стрелять из всего, что было. Мне кажется, даже обычные солдаты, которые сидели там с автоматами — они тоже по нам стреляли, — рассказал летчик. Наверное, схожие эмоции
Надо отдать должное вертолету — КБ Камова создало прекрасную машину, приспособленную к выживанию в бою высокой интенсивности. — Если бы не бортовой комплекс обороны — естественно, мы бы там все легли. А так даже с выключенным двигателем, с разваливающимся редуктором мы смогли благополучно сесть и вышли из вертолета живые и здоровые, — продолжил летчик. Он не упомянул одного: вышли они со штурманом на вражескую территорию, в тот самый огненный ад, где все палили из всего. ничего, заняли оборону и стали постреливать, не подпуская противника слишком близко к раненому своему вертолету. А самое главное: поставленную задачу экипаж «Аллигатора» выполнил: система ПВО аэродрома Гостомель была вскрыта, дезорганизована и частично уничтожена. Так что когда на аэродроме стали садиться транспортные вертолеты с десантниками, ни один из них не был сбит, никто не пострадал. — Повреждения получили только боевые вертолеты. Все транспортно-боевые и транспортные вернулись домой. Я считаю, это успех. Месяц спустя экипаж Ивана Болдырева впервые в мире совершил катапультирование из вертолета. — Когда ракета прилетела, у меня первая мысль была: «Да вы издеваетесь!» Ведомый снял видео — там казалось, что прошло секунд 10-15. На самом деле все заняло секунду. Ведомый кричит по радио: «По тебе пуск!» Я только отворачиваю голову влево и тут удар резкий. Такой впечатление, словно надели ведро на голову и молотком по нему врезали. Летчика спас шлем. лицо посекло осколками, но способности воспринимать и анализировать информацию Болдырев не утратил. Первым делом он положил вертолет в крен и попробовал увести в сторону со снижением. Машина не слушалась. Летчик бросил взгляд на приборы: там все мигало, потом дисплеи стали гаснуть. — Я почувствовал, что у нас начал расти тангаж. То есть он задирает нос, он падает на хвост, — летчик показал ладонью, как поворачивал вертолет. — Плюс он горит. Я схватился за ручки (катапультирования. — ред.), ничего не говоря Роману. Посмотрел на него — он держится за ручки и смотрит на меня. Не говоря ни слова, дернули. Процесс катапультирования длился секунду. Когда парашют наполнился, подумал: «Блин, она работает!» На земле летчики сразу сбросили парашюты и отбежали в сторону — по заметным куполам немедленно начала работать украинская артиллерия. Вскоре прилетела группа эвакуации и забрала экипаж. Обошлось даже без серьезных травм. — После этих двух случаев мы с Романом Станиславовичем, как кошки: было восемь жизней, осталось шесть. Так что еще работать и работать, — смеется Иван Болдырев. И он, и штурман, немного приуменьшили характер своих травм, чтобы поскорее вернуться к полетам и не терять время в госпитале. Теперь уже можно в этом признаться. — Там не было ничего серьезного: лицо посекло, шею обожгло, — но это такие мелочи. Мы были готовы лететь уже на следующий день. Но тут вмешался командир: ребята, ну хватит. Просто передохните чуть-чуть. В итоге экипаж все-таки отправили в госпиталь — все-таки впервые в истории катапультировались из вертолета. Проверили всячески и убедились, что Болдырев и Кобец могут летать дальше. — Летчик — он как щука. Она хищник и чувствует себя прекрасно в воде. Так и летчик. Пока он летает, это его стихия. Когда он оказывается на земле — это не него стихия. Как и у щуки — на земле она добыча. Весной 2022 года Иван Болдырев и Роман Скобец стали Героями России. — Я раньше героев вообще живых не видел, — признался майор Болдырев. — Только в книжках и по по телевизору. Я родился и вырос в деревне. Потом спецшкола, военное училище, маленькие гарнизоны. И тут тебя вызывают к министру обороны и вручают Золотую Звезду. — Теперь вы самый известный человек в своей деревне? — Самый известный человек в деревне — мой отец. Вот кто по-настоящему радовался. Иван Болдырев и Роман Скобец продолжают летать в одном экипаже на Ка-52 «Аллигатор». Они — в своей стихии.