Экипаж старшего лейтенанта Петра Каштанова покинул сбитый Су-34 за три секунды до взрыва. При катапультировании и приземлении летчики получил несколько серьезных травм — в том числе перелом позвоночника. Экипаж приземлился на вражеской территории. Под огнем российской артиллерии — та отгоняла всушников, — с одной на двоих гранатой летчики пролежали до сумерек, потом пошли к своим: на адреналине и обезболивающих. И дошли. Штурман майор Дмитрий Коптилов рассказал, как это было.
«24 сентября 2022 года мы выполнили задачу и уже возвращались, когда нас сбили. От момента катапультирования до подрыва самолета прошло не более трех секунд, шансов не было. Спасибо летчику — он дернул рукоятки и мы остались живы».
К катапультированию положено готовиться: занять определенное положение, напрячь мускулы. У экипажа Су-34 такой возможности не было: самолет сбили на высоте 25 метров. Поэтому покидали бомбардировщик не просто аварийно, но и экстренно. Когда самолет врезался в землю и взорвался, летчики еще висели в воздухе на парашютах.
«Приземлился я без сознания. Летчик мой подбежал, снял с меня шлем, я очнулся. Дальше мы форсировали небольшой водоем, чтобы уйти от места приземления. Пока бежали, услышали, что подъехали всушники, кричали что-то», — продолжил штурман.
Но летчики уже были на другом берегу водоема и залегли там в невысокой траве. «Что будем делать?»- спросил летчик. Правые руки у обоих были сломаны. Штурман достал и зажал гранату, летчик здоровой рукой выдернул из нее чеку. И стали ждать.
«Взвели только одну гранату. Но я ее между головами держал, чтобы уж наверняка».
Справа, метрах в 10 от себя летчики увидели украинского солдата — он прошел мимо, не заметив их. Подождав еще немного, летчики переползли в кусты под дерево, там их было не так видно. К тому времени адреналин уже начал проходить и усилилась боль в спине — как выяснилось позже, при катапультировании майор Коптилов получил компрессионный перелом позвоночника. Но думать об этом было некогда: отгоняя противника, начала работать российская артиллерия. Разрывы ложились близко — но, к Счастью, экипаж не зацепило.
«минут пять этого ада было. Реально, все летало вокруг. У нас уже мысли были: лучше бы сразу наповал, чем руку или ногу оторвало. Но пронесло»
Когда российские пушки смолкли, ВСУ стали простреливать кусты из автоматов. Это было уже не так страшно. Потом опять заработала наша артиллерия. В общей сложности обстрелы продолжались несколько часов. Сбили экипаж после полудня, под деревом летчики пролежали до 19 часов. Когда стало смеркаться, решили выбираться к своим.
«У меня был GPS-навигатор. Шли строго на восток, полями. Ковыляли, поддерживая друг друга, со сломанными руками и позвоночником. Повезло, что ноги целые остались — основной плюс был в этой ситуации. Шли, разговаривали, подбадривали друг друга: мол, когда вернемся — посидим с семьями, хорошо отметим это дело».
В 9:30 следующего дня, пройдя 30 километров, летчики вышли к своим. 24 сентября майор Коптилов считает своим вторым днем рождения.
«Сработало, наверное, в подсознании, что надо выжить любой ценой. Если ты уже прошел такие моменты и начал движение, то сдаваться уже просто нельзя. Это самое основное».