Бронеавтомобили «Тигр» участвуют в СВО с первого дня. Официальных сообщений о них немного, но роль этих хорошо защищенных и мобильных машин высокой проходимости переоценить трудно.
Бронеавтомобиль «Тигр» отличается качественным бронированием, подвижностью и высокой проходимостью. / Сергей Михеев
В конце прошлого века одними из лучших бронетранспортеров в мире считались советские БТР-80. И сегодня эти глубоко модернизированные бронетранспортеры составляют основу мотострелковых подразделений, продолжая лидировать в своем классе броневиков.
Однако новый век выдвинул новые требования. В частности, возникла Потребность в бронированных джипах. Меньших по размерам, чем классические бэтээры, более подвижных, достаточно комфортных и многофункциональных.
Американский аналог HMMWV, используемый ВСУ, известный у нас как «Хамви», практически по всем основным параметрам уступает русскому «Тигру»
В 2002 году в Москве был впервые открыто представлен автомобиль под названием ГАЗ-2975 «Тигр». Первых несколько опытных образцов выпустили на автозаводе в Нижнем Новгороде. Затем Производство передали на Арзамасский машиностроительный завод, где в различных модификациях он производится серийно по сей день.
Первоначально минобороны отнеслось к этому автомобилю скептически. А вот в МВД и ФСБ «Тигр» оценили сразу, став его первыми заказчиками. Лишь спустя много лет «Тигр» стал закупаться для нужд Вооруженных сил. И сразу выяснилось, что как раз именно такого автомобиля военным не хватало. В первую очередь бронеавтомобиль стал поступать в армейский спецназ и подразделения сил специальных операций. Очень хорошо показал себя в Сирии. Именно там выяснилось, что американский аналог HMMWV, более известный у нас как «Хамви», практически по всем основным параметрам уступает русскому «Тигру».
С начала СВО этот легкий, но хорошо защищенный бронеавтомобиль используется для ведения разведки, стремительных рейдов по тылам противника, для сопровождения колонн и отдельных машин с важными грузами. Имеет уровень баллистической защиты по 3-му и 5-му классам в зависимости от функциональных обязанностей.
На «Тигре» устанавливается самое различное вооружение. один из новейших — боевой модуль дистанционного управления «Арбалет-ДМ». Вооружение его полностью стабилизировано, имеет возможность захватывать и сопровождать цели в автоматическом режиме. Это позволяет оператору вести эффективный огонь как с места, так и в движении.
Телевизионная камера модуля дает возможность распознавать цели типа бронетранспортера на расстоянии 2,5 километра, а тепловизионная — до полутора километров. Имеется и лазерный дальномер.
Основное вооружение «Арбалета-ДМ» — 12,7-мм пулемет «Корд» с боекомплектом 450 патронов или 7,62-мм пулемет ПКТМ с 750 патронами. Есть версии с автоматическим 30-мм станковым гранатометом АГС-17 «Пламя». Также в зоне СВО используются «Тигры» с установленными на них минометами, противотанковыми ракетными комплексами «Корнет» и даже с 30-мм автоматической пушкой 2А72.
На военно-техническом форуме «Армия-2023» демонстрировалось несколько вариантов «Тигра», предназначенных в перспективе для поставок в войска, участвующих в спецоперации.
большой интерес вызвали два «сверхзащищенных» образца бронеавтомобиля. Они имели броневое прикрытие колес, усиленную защиту передней части корпуса и лобового стекла. Их боевая масса — около 8000 кг. Длина по корпусу — 5,6 метра, ширина — 2,4 метра, высота — 2,5 метра, клиренс — 400 мм. Мощность двигателя — 215 л.с. Максимальная скорость по шоссе — 110 км/час. Запас хода по топливу — 1000 км.
На базе «Тигра» с учетом накопленного опыта его боевого применения создан более габаритный и тяжелый «Атлет». Особенность нового броневика — повышенная защита к подрыву под днищем фугасов и самодельных взрывных устройств. Минная стойкость — до 2 кг в тротиловом эквиваленте.
Изготовлен «Атлет» в двух версиях — трехдверный в специальной модификации АСН (автомобиль специального назначения) и пятидверный АМН-2 (автомобиль многоцелевой).
Российская газета — Федеральный выпуск: №234(9179)